Меню

Обзор изменений законодательства на 20.05.2020г.

20 мая 2020 в 13:54 Просмотров: 6

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА (право на охрану здоровья и медицинскую помощь)

<Письмо> Минздрава России от 07.05.2020 N 28-3/И/2-6111 <О направлении рекомендаций по вопросам организации психологической и психотерапевтической помощи в связи с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19>

Подготовлены рекомендации по вопросам организации психологической и психотерапевтической помощи медицинским работникам в связи с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19.

В период нарастания пандемии естественным истощающим фактором становится стресс как следствие переживания в том числе: тяжелых физических и психологических условий труда; естественной тревоги или страха заражения себя, своих близких и коллег по работе; человеческих потерь при оказании медицинской помощи; повышения тревожности в связи с риском совершить ошибку в экстремальных условиях деятельности и возможного отношения к этому руководства и коллег; тревоги в связи с неукомплектованностью штата (отказ и несовладание с ситуацией у работающих, отказ работать у штатного персонала изначально, в связи с перепрофилированием, выпадением из коллектива в связи с заражением); ожиданием наказания или порицания за совершенные ошибки в диагностике, лечении или составлении документации и др.

В рекомендациях приведены в числе прочего: меры, которые могут быть приняты руководителем медицинского учреждения совместно со службой психологического сопровождения; меры, которые могут быть приняты самим руководителем; специальные меры, призванные снизить психологическую нагрузку на персонал; специальные меры по поощрению деятельности персонала, по поднятию морального духа и поддержанию доверия к руководству.

В приложениях приведены:

- двигательные упражнения на релаксацию, помогающие снять физическое и эмоциональное напряжение;

- рекомендации по предупреждению психологического неблагополучия у медицинских работников;

- рекомендации для медицинских работников по совладанию со стрессом в условиях пандемии COVID-19;

- рекомендации для населения по сохранению психического здоровья.

<Письмо> Минздрава России от 15.05.2020 N 30-4/326 <О мерах, принимаемых органами исполнительной власти субъектов РФ в условиях распространения новой коронавирусной инфекции>

Развертывание дополнительного коечного фонда для лечения ковидных больных не должно осуществляться за счет коечного фонда для лечения пациентов с иными видами заболеваний

Минздрав России обращает внимание на недопустимость:

- развертывания дополнительного коечного фонда для лечения пациентов с новой коронавирусной инфекцией в ущерб коечному фонду, предназначенному для оказания медицинской помощи пациентам с иными видами заболеваний;

- необоснованных отказов в госпитализации пациентов с новой коронавирусной инфекцией в условиях снятия (смягчения) ограничений, введенных в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.

Распоряжение Правительства РФ от 15 мая 2020 г. N 1272-р

Установлено, при развитии каких осложнений от коронавируса медикам полагается страховая выплата.

Правительство определило перечень заболеваний и осложнений, при развитии или обострении которых на фоне заражения коронавирусом медработники будут получать единовременную страховую выплату. В этом списке - острые респираторные инфекции верхних дыхательных путей, вирусная пневмония, токсическое поражение печени, легочный отек, сепсис и другие.

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА (право на социальное обеспечение)

<Письмо> Минздрава России от 16.05.2020 N 11-0/И/2-6574 <О выплатах стимулирующего характера медицинским и иным работникам в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) >

Не позднее 18.05.2020 предписано обеспечить доначисление и фактическое перечисление за апрель выплат стимулирующего характера работникам, участвующим в оказании помощи гражданам с COVID-19

В Правила предоставления субъектам РФ средств из федерального бюджета на осуществление выплат стимулирующего характера, утвержденные постановлением Правительства РФ от 12.04.2020 N 484, внесены изменения, предусматривающие начисление выплат стимулирующего характера в полном объеме, не зависимо от фактически отработанного времени.

Одновременно распоряжением Правительства РФ от 15.05.2020 N 1273-р утверждено дополнительное распределение иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ на указанные цели.

Отчет о начислении и фактическом осуществлении выплат медицинским и иным работникам необходимо представить до 18.00 по московскому времени 18.05.2020 по форме заявки/отчета с использованием автоматизированной системы мониторинга ФГБУ "ЦНИИОИЗ" Минздрава России, расположенной по адресу http://asmms.mednet.ru.

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА (иные)

Справочно-правовая система «Гарант», - Работу за компьютером исключили из числа вредных факторов для медосмотров работников

С 24 мая вступят в силу изменения, в соответствии с которыми работу за компьютером исключили из числа вредных факторов для медосмотров работников.

В соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ и Министерства здравоохранения РФ от 3 апреля 2020 г. NN 187н, 268н внесены изменения в Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования).

Изменения коснулись пункта 3.2.2.4, устанавливающего в качестве вредного фактора электромагнитное поле широкополосного спектра частот, в результате чего из нормы было убрано упоминание работы за компьютером:

Старая редакция

Новая редакция

электромагнитное поле широкополосного спектра частот от ПЭВМ (работа по считыванию, вводу информации, работа в режиме диалога в сумме не менее 50% рабочего времени)

электромагнитное поле широкополосного спектра частот (5 Гц - 2 кГц, 2 кГц - 400 кГц) (при превышении предельно допустимого уровня)

Постановление Конституционного Суда РФ от 19.05.2020 N 25-П "По делу о проверке конституционности абзаца восьмого части первой статьи 59 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина И.А. Сысоева"

Трудовой договор может быть признан заключенным на неопределенный срок при установлении факта многократности заключения срочных трудовых договоров на непродолжительный срок для выполнения одной и той же трудовой функции

Конституционный Суд РФ признал абзац восьмой части первой статьи 59 Трудового кодекса РФ не противоречащим Конституции РФ в той мере, в какой он по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не предполагает заключения с работником срочного трудового договора (в том числе многократного заключения такого договора на выполнение работы по одной и той же должности (профессии, специальности)) в целях обеспечения исполнения обязательств работодателя по заключенным им гражданско-правовым договорам об оказании услуг, относящихся к его уставной деятельности, а также последующего увольнения работника в связи с истечением срока трудового договора, если срочный характер трудовых отношений обусловлен исключительно ограниченным сроком действия указанных гражданско-правовых договоров.

Конституционный Суд РФ, в частности, отметил, что срок действия гражданско-правовых договоров возмездного оказания услуг в той или иной сфере деятельности (в том числе в области охранной деятельности), устанавливаемый при их заключении по соглашению между работодателем, оказывающим данные услуги, и заказчиками соответствующих услуг, сам по себе не предопределяет срочного характера работы, выполняемой работниками в порядке обеспечения исполнения обязательств работодателя по таким гражданско-правовым договорам, абзац восьмой части первой статьи 59 Трудового кодекса РФ не может быть применен в качестве правового основания для заключения с этими работниками срочных трудовых договоров.

Указанное тем более актуально в ситуации, когда со ссылкой на оспариваемое законоположение между теми же сторонами на протяжении длительного времени многократно заключаются срочные трудовые договоры на выполнение работы по одной и той же должности (профессии, специальности).

Вместе с тем факт многократности заключения срочных трудовых договоров для выполнения работы по одной и той же должности (профессии, специальности), как правило, свидетельствует об отсутствии обстоятельств, объективно препятствующих установлению трудовых отношений на неопределенный срок. Также на допустимость признания трудового договора заключенным на неопределенный срок при установлении в ходе судебного разбирательства факта многократности заключения срочных трудовых договоров на непродолжительный срок для выполнения одной и той же трудовой функции указывал и Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации".

КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА

Письмо Министерства просвещения РФ от 12 мая 2020 г. № ВБ-1007/03 “О поэтапном возобновлении деятельности образовательных организаций”

Минпросвещения разработало рекомендации по возобновлению деятельности детсадов и школ. Это должно произойти на втором и третьем этапах снятия ограничений согласно указаниям Роспотребнадзора. При этом нужно оценить потребность родителей в посещении их детьми образовательных учреждений после 11 мая 2020 г.

При переходе в режим функционирования необходимо обеспечить работу отдельных дежурных групп или классов, а в дальнейшем - всей образовательной организации при строгом соблюдении санитарно-эпидемиологических правил.

На третьем этапе рекомендуется полное снятие режима ограничений со всех образовательных организаций, определив сроки окончания и реализации учебного плана с учетом рекомендаций регионального оперштаба. Также следует строго учитывать рекомендации Роспотребнадзора, связанные с возможным изменением эпидобстановки.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА

Информационное письмо Банка России от 15.05.2020 N ИН-06-59/89 "О порядке взаимодействия с заемщиками по вопросам установления льготного периода или реструктуризации"

Банк России обращает внимание кредиторов на необходимость обеспечения заемщикам возможности беспрепятственной реализации их права на получение льготного периода.

Банк также рекомендует, в частности:

предусмотреть фиксацию обращения заемщика с требованием об установлении льготного периода, направленного кредитору любым из способов, предусмотренных Федеральным законом от 03.04.2020 N 106-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа", в том числе с использованием средств подвижной радиотелефонной связи с абонентского номера, информация о котором предоставлена заемщиком кредитору;

раскрывать информацию о возможности установления заемщикам льготного периода на официальном сайте кредитора в разделах, посвященных кредитованию, а также рассмотреть возможность доведения указанной информации по иным каналам взаимодействия с заемщиками;

в случае если кредитор помимо льготного периода предлагает заемщику собственные программы реструктуризации кредитов (займов), в целях более полного информирования заемщика доводить до его сведения информацию обо всех условиях как собственных программ, так и льготного периода;

при выборе заемщиком способа реструктуризации кредита (займа) (собственная программа или льготный период) фиксировать волю заемщика относительно выбранного им способа реструктуризации и ее условий.

Информация Банка России от 15 мая 2020 г. «Банк России выявил недостатки при предоставлении гражданам кредитных каникул»

Некоторые кредиторы неточно информируют граждан о порядке и условиях получения кредитных каникул, а заемщикам, которые вполне соответствуют критериям закона, предлагают собственные, менее выгодные программы реструктуризации.

Не все граждане понимают разницу между кредитными каникулами по закону и реструктуризацией кредита или займа по собственной программе кредитора, и кредиторы не разъясняют людям эти особенности. Иногда информация о различных возможностях реструктурировать кредит или заем или вовсе не размещается на сайте финансовой организации, или скрыта в глубине сайта.

Помимо этого, выявлены случаи, когда заемщиков приглашают с документами в офис, отказываясь принимать заявление о кредитных каникулах дистанционно, хотя должны это делать в соответствии с законом и рекомендациями Банка России.

Банк России рекомендовал кредиторам информировать заемщиков всеми возможными способами обо всех существующих вариантах реструктуризации, а также о порядке начисления процентов и возвращения к графику платежей, всех правилах и особенностях оформления различных видов кредитных каникул, отсрочек и льгот. Заемщик должен понимать разницу между альтернативными способами реструктуризации, а кредитор — фиксировать волю клиента при выборе такой реструктуризации, говорится в письме регулятора.

Постановление Правительства РФ от 15 мая 2020 г. N 685 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 409"

Социально ориентированные НКО могут рассчитывать на налоговые послабления, введенные в связи с коронавирусом.

Правительство РФ решило распространить введенные в связи с коронавирусом налоговые послабления на организации, включенные в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, получающих меры поддержки с учетом введения ограничительных мер.

Распоряжение Правительства РФ от 16 мая 2020 г. N 1286-р

Банкам возместят недополученные доходы по кредитам на возобновление деятельности.

Минэкономразвития получит из резервного фонда Правительства 5,7 млрд руб. на предоставление субсидий кредитным организациям в целях возмещения недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 г. юрлицам и ИП на возобновление деятельности.

Распоряжение Правительства РФ от 16 мая 2020 г. N 1297-р

Правительство выделит 12 млрд руб. государственным микрофинансовым организациям на субсидирование ставки по льготным микрозаймам субъектов МСП.

Это повысит доступность таких микрозаймов для компаний, пострадавших от эпидемии коронавируса.

Справочно-правовая система «Гарант», 19 мая 2020 г. - ФНС России разъяснила порядок уплаты НДФЛ с процентных доходов по вкладам.

В соответствии с внесенными изменениями в налоговое законодательство установлено, что налоговая база в отношении процентных доходов по вкладам или остаткам на счетах в российских банках рассчитывается как их превышение над суммой процентов, рассчитанной как произведение одного миллиона рублей и ключевой ставки Банка России, действующей на первое число налогового периода.

При этом в расчет совокупного процентного дохода физлица не будет приниматься доход по рублевым счетам, процентная ставка по которым в течение всего года не превышает 1%. Например, не будут учитываться зарплатные счета граждан, по которым ставка не превышает 1% процент. Также, как поясняет налоговая служба, не будут облагаться налогом процентные доходы по счетам эскроу.

Кроме того, ФНС России особо подчеркивает, что сумма банковского вклада (как рублевого, так и валютного) не будет облагаться налогом, ведь она является имуществом физлица, а не его доходом.

Вышеописанные правила будут применяться к доходам, полученным налогоплательщиками начиная с 1 января 2021 года. А значит НДФЛ начиная с налогового периода 2021 года будет облагаться совокупный процентный доход по вкладам (остаткам на счетах) в российских банках, выплаченный физлицу за налоговый период (календарный год), за минусом необлагаемого процентного дохода.

Гражданам не придется самостоятельно рассчитывать налог – за них это сделают налоговые органы на основе сведений о суммах выплаченных процентов, представляемых банками. Уплачивать налог нужно будет на основании сформированных налоговыми органами сводных налоговых уведомлений. Они будут направляться после окончания календарного года, в котором получены процентные доходы. Т. е. впервые произвести уплату налога за 2021 год налогоплательщики будут обязаны в 2022 году (до 1 декабря) на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

ЧС И РЕЖИМ ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ

Письмо Минпромторга России от 11.05.2020 N ЕВ-32091/15 (вместе с "Методическими рекомендациями Минпромторга России в случаях введения режима обязательного использования средств индивидуальной защиты в субъектах Российской Федерации")

Минпромторг России рекомендует не привлекать к ответственности магазины за нарушение посетителями режима обязательного ношения масок и перчаток, в случае если приняты меры по недопущению нарушения.

Даны рекомендации органам власти регионов, организациям торговли и правоохранительным органам в случае введения в регионе или на его отдельных территориях режима обязательного использования населением в общественных местах средств индивидуальной защиты - масок, перчаток (далее - СИЗ).

В частности, рекомендован порядок действий при попытке прохода посетителя без СИЗ на территорию организации торговли.

В случае введения на территории региона режима обязательного ношения СИЗ при обнаружении на территории торгового объекта посетителя, не использующего СИЗ, представитель организации осуществляет информирование посетителя о необходимости соблюдения обязательных требований и об ответственности за нарушение такого режима.

В случае несогласия посетителя исполнять такие требования представитель организации, не вступая в конфликт с нарушителем, вправе отказать ему в обслуживании на кассе, вызвать представителей органов внутренних дел для пресечения нарушения.

Организациям торговли также рекомендуется, в частности:

- до введения режима обязательного ношения СИЗ размещать на территории торговых объектов, в том числе при входе в торговый объект, в торговом зале, печатные информационные материалы о введении режима обязательного ношения СИЗ, в том числе полученные от органов власти регионов, органов местного самоуправления;

- обеспечивать сотрудников организации торговли СИЗ;

- в период подготовки к введению режима обязательного ношения СИЗ организовывать проведение инструктажей персонала и тренингов по порядку действий в отношении посетителей торгового объекта, в том числе нарушителей режима.

Временное руководство ВОЗ от 15.05.2020 "Очистка и дезинфекция поверхностей окружающей среды в контексте эпидемии COVID-19"

ВОЗ разработано руководство по очистке и дезинфекции поверхностей окружающей среды в контексте эпидемии COVID-19.

Отмечается, что поверхности окружающей среды с большей вероятностью будут загрязнены вирусом COVID-19 в медицинских учреждениях, где выполняются определенные медицинские процедуры. Поэтому эти поверхности, особенно там, где ухаживают за пациентами с COVID-19, должны быть должным образом очищены и продезинфицированы, чтобы предотвратить дальнейшую передачу.

В руководстве рассматривается в числе прочего порядок использования продуктов на основе хлора, возможность распыления дезинфицирующих средств и другие бесконтактные методы, рекомендуемая частота очистки окружающих поверхностей в соответствии с зонами распределения пациентов с подозрением на наличие или подтвержденным диагнозом COVID-19.

Руководство предназначено для медицинских работников, специалистов общественного здравоохранения и руководителей органов здравоохранения, которые разрабатывают и внедряют политику и стандартные операционные процедуры по очистке и дезинфекции поверхностей окружающей среды.

<Информация> Роспотребнадзора от 20.05.2020 "О правовых аспектах отказа потребителям в допуске на торговые объекты без средств индивидуальной защиты (масок) в случае введения режима их обязательного использования"

Магазины имеют полное право не допускать на свою территорию граждан без масок в период их обязательного использования.

При наличии принятого в установленном порядке нормативного правового акта, возлагающего на физических лиц обязанность ношения маски в определенных местах, подобное требование становится императивным предписанием, подразумевающим как его безусловное соблюдение всеми теми лицами, кому оно адресовано, так и возможность привлечения виновных в его несоблюдении лиц к соответствующему виду ответственности.

Соответственно в том случае, когда введен так называемый "масочный режим", любое появление физического лица в общественном месте без маски будет иметь признаки противоправного деяния (действия), направленного на создание угрозы не только собственной безопасности, жизни и здоровью, но и безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.

Исходя из этого, действия хозяйствующих субъектов, осуществляющих разрешенную торговую деятельность, направленные на ненасильственное воспрепятствование в условиях "масочного режима" гражданам-потребителям в посещении торговых объектов без масок и доступе к товарам с целью их приобретения, не могут и не должны рассматриваться как действия, ущемляющие (нарушающие) права потребителей, поскольку такие действия со стороны хозяйствующих субъектов отвечают принципу разумности поведения участников гражданских правоотношений и не имеют признаков необоснованного уклонения от заключения публичного договора.

При этом граждане, являющиеся одновременно потребителями - участниками отношений, регулируемых нормами законодательства о защите прав потребителей, не выполняющие требования о ношении масок при посещении общественных мест, включая торговые объекты, как элемента введенных в установленном порядке правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, могут быть привлечены к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.

РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА

Распоряжение Министерства здравоохранения Московской области от 19.05.2020 № 53-Р "Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий в Московской области"

 15 мая медицинская помощь будет оказываться и посредством телемедицины. Распоряжением утвержден Порядок оказания медпомощи с применением телемедицинских технологий, Перечень медорганизаций-консультативных центров, а также Перечень медорганизаций, подключенных к федеральной телемедицинской системе.

Обзор подготовлен аппаратом Уполномоченного по правам человека в Московской области