Меню

Пианистом стать хочу, пусть меня научат

26 ноября 2020 в 15:39 Просмотров: 24

День пианиста, отмечающийся ежегодно 8 ноября, имеет статус международного. Этот праздник служит поводом для проведения концертов, посвященных фортепианной музыке, музыкальных встреч, воспоминаний о великих исполнителях и композиторах. Он посвящен также и самому инструменту, его разновидностям, всему, что с ним связано. Корреспондент городского еженедельника «Угрешские вести» пообщался с педагогом, который на протяжении 24 лет учит юных дзержинцев играть на пианино.

Наталья Зайцева — заведующая музыкальным отделением Дзержинской школы искусств, педагог по классу фортепиано. Она родилась в солнечной Феодосии. О своей малой Родине вспоминает с лучезарной улыбкой: «45-я параллель — самое лучшее место на Земле!» Своё первое профессиональное образование Наталья Николаевна получила в Симферопольском музыкальном училище, а далее был Одесский государственный педагогический институт. В город Дзержинский переехала в 1996 году, чтобы образовывать сына, тоже музыканта, которого в Крыму заметила народная артистка, профессор академии музыки имени Гнесиных Маргарита Шапошникова. С тех пор Наталья Зайцева — педагог по классу фортепиано в Детской школе искусств.

— Наталья Николаевна, длинные пальцы – это действительно признак того, что человек может стать профессиональным пианистом?

— Знаю, многие люди так считают. Длинные пальцы – это хорошо, конечно, но есть немало великих музыкантов малого роста с крошечными руками, а как они играют! Стоит отметить, что настоящие пианисты – большая редкость. Физические данные – ум, свободный исполнительский аппарат, координация, музыкальные данные (многие из этих параметров должны совпасть) – это важно, но без трудолюбия вряд ли можно рассчитывать на успех. Причём человек, желающий стать настоящим мастером в этой области, должен с первых дней обучения достойно преодолевать трудности, а они будут неминуемо и к этому желательно быть готовыми. Одного желания, к сожалению, недостаточно. Мы учим всех. Но пианистами становятся далеко не все. Вот приходит ребёнок, очень хочет научиться играть и мама поддерживает его желание. И вдруг проходит совсем малое время, а он отказывается продолжать учиться, почему? Потому что трудно, не получается, занятия забирают много времени или еще по каким-то причинам. Понятно, что многое зависит от педагога, который должен уметь заинтересовать, применить индивидуальный подход. Но… Те, кто имеет отношение к педагогике знают, что современные дети не привыкли проявлять усилия, чтобы брать информацию. Они воспринимают её пассивно. Информация просто рекой льётся на них, стоит только нажать кнопку телефона, включить телевизор. Порой складывается впечатление, что информационный поток забил все каналы их памяти. Ребёнок садится за инструмент и не хочет думать, заставить себя работать. Я часто привожу такой пример всем желающим стать пианистами, говорю, я тоже хочу написать ваш портрет, но это же не значит, что смогу его написать. Как бы я не старалась – не напишу. Потрачу годы, приложу массу усилий – и не факт, что напишу.

— Давление родителей влияет на процесс обучения, движение к результату?

— Давление – нет, оно даёт отрицательный эффект. А вот участие – да! Одну мою ученицу, которая, кстати, сейчас уже закончила академию музыки имени Гнесиных и вернулась к нам педагогом, мама привела когда-то к нам за ручку и два года присутствовала на уроках. Я всегда говорю родителям, приходите, участвуйте в процессе, задавайте вопросы. Обязательно беседуйте с ребёнком, рассуждайте о радостных моментах и трудностях, мотивируйте, помогайте – это великое дело, большая помощь.

Тут нельзя не вспомнить ещё одно важное обстоятельство – отъезд детей на дачи, в деревни на всё лето. Каких результатов ожидать, если ребёнок находится вдали от инструмента? Дети возвращаются с летних каникул «чистыми листами». Так пианистами не становятся. Воспитание трудолюбия – процесс ёмкий, без остановки, это значит — заниматься всегда и везде. И я благодарна родителям, которые это понимают и отвозят ребёнка на дачу вместе с пианино (смеётся).

— Есть мнение, что пианисты – люди с математическим складом ума, обладающие хорошо поставленной речью. Существуют такие связи?

— Музыка, математика всегда вокруг нас. Все процессы в этой жизни взаимосвязаны и прежде всего процессом мышления. В музыкальных науках – гармонии, полифонии, анализе форм и многих других (всё это дисциплины учебных заведений следующих ступеней), мышление – важнейший фактор, помогающий добиться хороших результатов. Что же касается риторики, надо отметить, что хорошо говорящий ребёнок – это залог успеха. Недаром при приёме в музыкальную школу мы просим поступающего прочесть стихотворение, обращая внимание на выразительность чтения, артикуляцию. Если это в наличии, то путь к успеху открыт. Если же у ребёнка плохое произношение, то все процессы замедляются. Мы, конечно, научим его играть, но это будет уровень — «для себя».

Не стоит забывать, что феномены, исключения всегда присутствуют в жизни. Надо быть внимательными, чтобы сделать нужное движение в нужном месте и нужный час.

Татьяна ШИРМАНОВА